Иностранцы, отдыхающие в Таиланде зимой, не очень то и любят путешествовать железнодорожным транспортом. Причиной тому стала развитая автобусная сеть. Кроме того, цена за проезд доступная, а поездка осуществляется с большим комфортом, чем на тайском поезде. Также не стоит забывать, что железная дорога в Таиланде узкоколлейная, а не как у нас, поэтому вагоны слегка тесноваты.
Туристы, которые приехали на отдых в Тайланд всей семьей, все же предпочитают железнодорожный транспорт, потому как расположить детей на полках гораздо удобнее, нежели ехать весь путь в душном автобусе (если он не VIP или 1-го класса) и в сидячем положении.
Поэтому поезда в Тайланде, как средство передвижения, в основном используют семьи для длительных поездок. Для краткого переезда автобусы подходят куда больше.
Покупка билета
Как купить билет на поезд через интернет
На официальном портале железнодорожного транспорта страны railway.co.th можно найти всегда актуальное расписание, номера составов и цены.
Уже много лет работает замечательный ресурс (русский, английский язык), где можно забронировать и купить билет на поезд/автобус — 12GO.asia. Это сейчас единственный такой сервис. Очень удобно! Оплатить билет можно банковской картой или PayPal.
Если билет на автобус электронный, то вот железнодорожный билет надо получать реальный, либо в офисе агентства (несколько точек), либо по почте. Также нужно знать, что у тайских железных дорог нет как таковой базы с билетами, поэтому вам и нужен оригинал билета, который нельзя терять, так-как он не восстанавливается.
В кассе
Электронных железнодорожных билетов не существует, поэтому либо через агентство, либо сразу в кассе на вокзале. Покупать в кассе лучше заранее, надо понимать, что уехать в день отправления, довольно проблематично.
Бронь по телефону или почте
Вариант мною не проверенный, так как билет обычно мне нужен за неделю до поездки. Можно забронировать билет напрямую у железных дорог Таиланда по электронной почте passenger-ser@railway.co.th или факсу +6622256068. Услуга стоит 100 бат и предоставляется на билеты в пределах 15-60 дней до даты отправления. В запросе должны быть указаны ваша фамилия, ваш имейл, маршрут, класс, нижняя/верхняя полка, номер поезда, день отправления и время, количество пассажиров. Ответ получите на свою почту, но отвечать могут очень долго, и 2 недели, и месяц, так что делайте это как можно заранее. Оплату билета нужно будет произвести в кассе вокзала Hua Lumphong в Бангкоке.
Железнодорожная сеть Тайланда
В железнодорожные сети страны входят четыре линии ведущего направления и несколько дополнительных.
На севере находится линия, которая связывает такие города, как Чианг Май и столицу Тайланда — Бангкок. Ветка Аюттхая расходится по нескольким направлениям, одно из них сворачивает в Убон Рачатани (на восток) и проходит к городу Сурин. Вторая ветка направляется к Бангкоку и соединяет его с провинциями Удон Тани и Нонг Кай.
На востоке также два главных направления, первое из которых в сторону Араньяпратет, граничащего с Камбоджей. Второе последовательно проходит через города Бангкок, после — Си Рача, затем — Паттайя и соединяет их.
Ветка южного направления, включающая несколько подветок и проходит до границы Малайзии.
Западное железнодорожное полотно со станцией Нам Ток, являющейся конечной, проходит через Канчанабури и является наиболее популярным в Юго-Восточной части Азии. Иначе ее называют железной дорогой Смерти в Тайланде, так как она была проложена в годы войны. Известность она получила после съемок известной кинокартины — Мост через реку Квай.
О тайских поездах
Классы
Плацкартные вагоны (второй класс/second class) бывают двух типов: когда все полки с каждой стороны от прохода боковые (мой случай), или же только обычные поперечные полки без боковых, как наше купе, только без дверей. Все дело в том, что тайские вагоны более узкие, чем наши, вот и не помещаются в них поперечные + боковые полки, как в наших российских плацкартах. Второй класс бывает с кондиционером (a/c) и с вентилятором (fan), а также еще и сидячий с a/c и fan. Сидячие места, как в наших экспрессах с опускающимися спинками.
Помимо второго класса, есть еще первый (first class). Он похож на наше купе, только полки там всего две: нижняя и верхняя, а есть еще Room first class, когда полка всего одна. Третий класс очень похож на обычную российскую электричку с деревянными или дерматиновыми сиденьями.
Во всех тайских поездах, осуществляющих междугородние поездки, есть специальные вагоны-рестораны, где есть возможность покушать во время пути. По вашему желанию свежеприготовленные блюда будут доставлены вам прямо в купе. Выбрать блюда можно из меню, составленного на английском языке. Заказывая еду из вагона-ресторана, не стоит ждать низких цен, они здесь хорошо завышены. Однако туристы говорят, что блюда тайской кухни можно купить по довольно низкой цене.
Еще один непривычный момент — тут нет титана с кипятком. Ну, если вдруг вы задумаете набрать с собой дошираков и чая в пакетиках. Плюс на некоторых станциях будут бабушки заходить и предлагать еду, правда, ассортимент небольшой.
Интерьер внутри
То, что вагоны более узкие — это даже и хорошо, народу меньше едет. Но дело даже не в этом, комфорт достигается за счет более широких полок и шторок! Понятно, ширину спального места может быть и нельзя запроектировать было в российских поезда, но вот шторки копеечное решение, почему никто не додумался?! Сразу вспоминается, как мы простынями завешивались, чтобы приватную зону получить 🙂 Правда, это плохо сочеталось с отсутствием кондиционера, хотя и без простыни задохнуться можно иногда, если летом на юг едешь. Мы думали, что кондиционер будет нещадно дуть (стандартная ситуация для Таиланда), но по факту оказалось, что вполне хватило толстовки, и то, только потому что уже привыкли к жаре.
На нижней полке вполне комфортно спать. Возможно только, слишком высоким людям будет некуда деть ноги (на слишком высоких людей не рассчитано), но нам показалось, что полка чуть длиннее наших боковых. Вещи кладешь в специальное место в проходе, а не под полку. С одной стороны, не так безопасно в плане воровства, с другой стороны удобный доступ. Кстати, очень еще понравилось, что на верхних полках тоже есть специальное место для вещей и оно не над головой, а тоже в проходе. И поэтому наверху нет третьей багажной полки, о которую бьешься головой.
Полка уже была застелена, приятно, что не нужно возиться. Её можно собрать и получится два сидячих места и столик.
Стоимость проезда в тайском поезде
Нижняя полка (Lower bed) стоит всегда дороже, чем верхняя (Upper bed) что в первом классе, что во втором. Билет до Чиангмая из Бангкока стоит:
- На верхней полке второго класса c кондиционером 750 бат, на нижней 820 бат
- На верхней полке второго класса c вентилятором 530 бат, на нижней 580 бат
- Второй класс сидячий с кондиционером 540 бат
- Второй класс сидячий с вентилятором 430 бат
- Третий класс сидячий 270 бат, напоминает электричку
- В нашем поезде первого класса не было, но в других он есть, и билет стоит 1253/1453 бат в зависимости от полки, или 1950 бат с одной полкой в купе
- Детские билеты (с 3-х до 11 лет) стоят на 100-200 бат дешевле основных, до 3-х лет бесплатно.
От Бангкока до Чиангмая где-то 800 км, это чтобы было понятно соотношение стоимости и расстояния. Если мне не изменяет память, то российские поезда раза в 2-3 дороже выходят, и постоянно дорожают. Билеты же на тайские поезда за последние 4 года не подорожали совсем.
А если говорить о цене на первый класс и купе в РФ поездах, то вообще разница еще больше получается. Но в Таиланде, мне кажется, проще самолетами летать, чем первым классом, чуть дороже (обычно 1500-2000 бат), но в разы быстрее. А любые сидячие места подходят для каких-нибудь экстремалов, ведь сидеть 15-18 часов не каждый захочет (комфортный автобус идет всего 9-10 часов). На мой взгляд, если и хочется азиатского колорита (он именно в дешевых сидячих местах), то нужно выбирать короткое расстояние какое-нибудь, а не долгий маршрут Бангкок – Чиангмай или Бангкок – Сураттани.
Скорость и время
Несмотря на то, что в поезде можно отлично выспаться (если мы говорим о лежачих местах), стоит знать, что поезда в Таиланде не такие пунктуальные, как наши. Начиная от того, что вы можете прождать отправления на вокзале 2-4 часа, заканчивая тем, что он придет в город назначения на несколько часов позже. К примеру, наш поезд выехал в 22 часа, и должен был приехать в 12 часов, а приехал где-то в 16. А автобус Бангкок-Чиангмай едет обычно часов 10 и строго по расписанию.
Причем ситуация с опозданием поездов не нонсенс, а самая ординарная. Кажется, что опаздывает каждый второй (а то и каждый первый) поезд. Видимо, поездами ездят только бедные слои населения из-за дешевизны и торопиться им некуда. Особенно, это третьего класса касается, там цена вообще копеечная.
Как круто путешествовать по Железным дорогам Таиланда! Так интересно ехать на поезде и смотреть на красивые пейзажи. Обязательно попробуйте поездку – это незабываемо!
Поездки на железных дорогах Таиланда – это настоящая головная боль. Поезда часто опаздывают, а расписание, похоже, существует только на бумаге. К тому же, вагоны бывают в dreadful состоянии: грязь, неудобные сиденья и постоянный шум. Если карточка не работает, то проходить контроль – целый квест. И, конечно, не забудьте про выбранный маршрут: пейзажи может и красивые, но в целом лучше бы ездить на автобусе, там хотя бы надежнее и комфортнее.